Содержание | Предыдущий текст | Следующий текст   

Сарвепалли Радхакришнан

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Том II


Глава восьмая

АДВАЙТА-ВЕДАНТА ШАНКАРЫ


XVI. ВЫВОД

   Вывод возникает в результате познания неизменного сосуществования (вьяптиджняна), являющегося его инструментальной причиной. “Когда известно, что меньший термин обладает каким-либо признаком, как например в суждении: “холм дымится”, а также пробуждаются впечатления, обусловленные предыдущим знанием в форме наглядного представления, как например: “дым всегда сопровождается огнем”, тогда в результате получается вывод: “на холме есть огонь”. Вьяпти определяется как общность отношения, существующего между средним термином (хету) и большим термином (садхья). Она пребывает в любом содержании среднего термина, то есть в меньшем термине. Вьяпти постигается посредством установления сопутствования большего термина среднему или установления отсутствия несопутствия 202. Положительные случаи ведут к обобщению, которое подтверждается отрицательными случаями. Согласно адвайте, вывод, строго говоря, вытекает только из познания сопутствования, выраженного в утвердительном суждении, как например в суждении: “где есть дым, там есть и огонь”. Познание сопутствования, выраженного в общеотрицательном суждении, как например: “где нет огня, там нет и дыма”, ведет к артхапатти, или к доказательству посредством импликации. Строго говоря, не существует такой вещи, как простое отрицание, и всякая определенная вещь содержит в себе элемент отрицательности.

   Поскольку в отношении к большим посылкам несходные случаи отсутствуют (випакша), последние не допускаются и для исключительно утвердительных отношений суждений (кеваланвайн), при которых средний и больший термины неизменно обнаруживаются вместе в каждом меньшем термине, и нет случаев их отсутствия, как например в суждении: “Это может быть названо, потому что оно познаваемо”. Кроме того, поскольку каждый признак имеет противоположную сущность своего собственного отрицания и все отрицания присущи первичной реальности Брахмана, не имеющего никаких признаков, то по отношению к нему не может быть просто утвердительного признака. Так как Брахман есть постоянная основа всех различий, то существует отрицание всех вещей. Barbara представляет собой истинную силлогистическую форму. Адвайтист признает различие между выводом, делаемым лично для себя (свартха), и выводом – для других (парартха). Последний имеет три члена, которые могут выражаться в виде предложения, основания и примера или же в виде примера, применения и заключения.

   Содержание | Предыдущий текст | Следующий текст   

   202 “Vedantaparibhara”, II. Sa, ca vyabhicarajnane sati sahacara darsanena grhyate.