Содержание | Предыдущий текст | Следующий текст   

Сарвепалли Радхакришнан

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Том II


Глава восьмая

АДВАЙТА-ВЕДАНТА ШАНКАРЫ


XLII. КАРМА

   Закон кармы принимается Шанкарой. Индивидуальность обусловлена кармой, являющейся продуктом авидьи 754. Вид и образ, в каком мы являемся в мир, есть как раз следствие обратного воздействия на деятеля 755. Индивидуальный организм представляет собой действующий механизм 756, предназначение которого – производить это возмездие в форме действий и их результатов – страданий и счастья. Иногда деяния одного существования должны искупаться в нескольких последующих существованиях. Как раз тогда, когда искупление за прошлое совершилось, накапливается свежая карма, “так что стрелки часов искупления, направляясь вниз, всегда снова поднимаются вверх” 757. Моральная жизнь – это непрерывное активное возбуждение, которое никогда не исчерпывается. Она имеет бесконечное количество форм, определяемых разнообразными требованиями, вытекающими из условий человеческой жизни. Этот процесс совершается все время, пока не достигается совершенное знание, которое уничтожает семена кармы и делает новое рождение невозможным. Свобода от подчинения закону кармы означает конец человеческой жизни. Избавиться от авидьи – это то же самое, что освободиться от закона кармы. Однако, пока индивидуум остается конечным, он подчиняется закону кармы, то есть он постоянно стремится к идеалу, которого никогда не достигнет. Мораль – это только точка опоры, а не остановка. Все дела, совершаемые в ожидании возмещения, приносят свои плоды в соответствии с законом кармы, тогда как те деяния, которые совершаются без эгоистической заинтересованности, в духе посвящения богу, очищают дух.

   Однако отсюда вовсе не следует, что мы движемся, как марионетки, вследствие того, что нас дергает за ниточки наша прежняя карма. Уже было сказано, что индивид отвечает за свои действия и бог – это только ассистирующий посредник, сохраняющий плоды его деяний 758. Бог не принуждает никого поступать так или иначе. Даже те тенденции, с которыми мы тесно связаны, могут быть преодолены силой воли 759. Вашиштха в “Йогавашиштхе” призывает Раму “свободным усилием разбить цепь, которая держит нас в рабстве” 760. Природа индивида импульсивна, в силу этого он наделен симпатиями и антипатиями 761. Человек, если он руководствуется той лишенной формы природой, в которой он рожден, полностью подчиняется своим импульсам. Пока его действия определяются этими импульсами, человек не свободен. Однако человек – это не просто общая сумма своих импульсов. В нем имеется и бесконечное Я, как каузальная сила, находится вне эмпирических серий и определяет их. История человека – это не кукольный театр, а творческая эволюция.

   Содержание | Предыдущий текст | Следующий текст   

   754 S. В., III. 2. 9.

   755 Kriyakarakaphalam.

   756 Karyakaranasamghata.

   757 D. S. V., p. 354.

   758 S. В., II. 3. 42.

   759 S. B. G., III. 3. 4.

   760 См. “Jivanmuktiviveka”, ch. I.

   761 S. В. О., VIII. 18; III. 3. 3.