Содержание | Предыдущий текст | Следующий текст   

Сарвепалли Радхакришнан

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Том II


Глава десятая

ШИВАИТСКИЙ, ШАКТИСТСКИЙ И БОЛЕЕ ПОЗДНИЙ ВИШНУИСТСКИЙ ТЕИЗМ


IX. БОГ

   Имеются три сущности, существующие из века в век, фундаментально отличающиеся друг от друга,— бог, душа и мир. Хотя все они действительны и вечны, две последние подчинены богу и зависят от него. Независимая (сватантра) реальность является Брахманом, абсолютным творцом вселенной. Мы можем узнать его природу посредством изучения вед 83, и поэтому его природа не является неопределимой. Когда о всевышнем говорят, что он неопределим, все, что под этим подразумевают, состоит в том, что трудно достигнуть его полного познания 84. Всевышний выходит за пределы всякого восприятия 85. Формы, видимые благодаря воображению во время размышления, не являются Брахманом. Мадхва ни в какой мере не симпатизирует точке зрения, согласно которой различные части священных книг относятся к различным видам Брахмана. Хотя всевышнее существо и его качества идентичны, они могут быть определены в различных терминах 86. Известный отрывок, в котором говорится, что Брахман – только один, что не существует никого другого (ekam evadvitiyam brahma), имеет в виду, что Брахман не превзойден в своем превосходстве и нет равного ему, так как он пронизывает все.

   Атрибуты бога абсолютны по самой их природе, и, таким образом, они не ограничивают его. Брахман обладает любым родом совершенства. Он отождествляется с Вишну, и говорят, что мир и все, что в нем имеется, направляется его волей как абсолютным правителем. Он создает и разрушает мир все сызнова и сызнова. Он наделен сверхъестественным телом и рассматривается как потусторонним в отношении к миру, так и имманентным к нему, так как он является внутренним руководителем (антарьямин) всех душ 87. Он проявляет себя в различных формах (вьют), появляется периодически в воплощениях (аватара), и говорят, что он должен таинственно присутствовать в священных образах. Он создает, поддерживает и разрушает вселенную, наделяет познанием, проявляет себя различными способами, отменяет одни способы и осуществляет другие. Его стороною соответственно является Лакшми – способность воплощения в различные формы, за исключением материального тела,— Лакшми, которая одинаково с ним вечна и всепроникающа. Он видит славу бога в вечности. Подобно богам и богиням, которые достигают освобождения после многих жизней, Лакшми вечно освобождается (нитьямукта). Лакшми является персонификацией созидающей энергии бога. Она является интеллектуальной пракрити, хотя бог более велик с точки зрения тонкости и протяжения качеств 88. Бог управляет душами и материей, хотя он не создает их из ничего и не сводит их к ничему. Он является действующей, а не материальной причиной вселенной. Неинтеллектуальный мир не может быть произведен божественным разумом. Активность бога является результатом его всеохватывающего совершенства. Поэтому только потому, что бога надо учитывать при оценке кармы индивидов, еще нельзя сказать, что бог зависит от кармы, ибо, как сказал Мадхва, “любое существование кармы и других вещей зависит от бога” 89.

   Содержание | Предыдущий текст | Следующий текст   

   83 M. В., III. 3. I.

   84 M. В., I. 1. 5.

   85 M. В., III. 2. 23.

   86 См. “Nyayasudha”, I. 1.2; I. 1. 6. Ср. также “Madhvasiddhantasara”: Bhedabhave 'pi bhedavyavaharanirvahaka ananta eva visesah (21).

   87 I. 2. 13.

   88 IV. 2. 9.

   89 II. 1. 37; III. 2. 39 – 42.