Содержание | Предыдущий текст | Следующий текст   

Сарвепалли Радхакришнан

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Том II


Глава восьмая

АДВАЙТА-ВЕДАНТА ШАНКАРЫ


VII. ЭТИКА И РЕЛИГИЯ

   Наивысшее благо для человека состоит в том, чтобы разорвать узы, связывающие его с реальностью, в которой он живет. Свобода состоит в постижении Атмана в индивидуальной душе 76. Освобожденная душа “никогда не рождается, пребывая вне сферы действия причинности” 77. Когда кто-либо постигает истину, он будет жить в этом мире с возвышенным равнодушием, сравнимым с совершенным безразличием неодушевленной природы (джадават) 78. Он не связан общепринятыми правилами и предписаниями 79.

   Этическое стремление заключается в постоянном приближении к наивысшему благу. Различия добра и зла связаны с эмпирическим миром, где дживы обладают чувством индивидуальности. Так как авидья есть нечто, влияющее на личность человека в целом, то для избавления от авидьи необходимо не только правильное познание, но хорошее поведение и благоговение перед богом. Достигнуть наивысшего блага помогает нам религия. Для конечной души допускается полная свобода богослужения, которая может воображать бесконечное любым избранным ею способом, так как все формы основываются на едином абсолюте 80. Форма религии, основанная на различии между человеческой душой и богом, представляет собой относительную форму, принятую из-за ее инструментальной ценности 81. Гаудапада признает правильным метод йогов, как средство [достижения свободы]. “Когда ум прекращает пользоваться воображением. благодаря познанию истины Атмана, он становится ничем и остается в покое из-за недостатка предметов познания” 82. Это состояние нельзя отождествлять со сном, ибо оно есть познание, имеющее своим объектом Брахмана 83. Та сфера, где джняна сосредоточена в Атмане 84, не поддается описанию никакой концепцией; ей не присуща двойственность. Метод йоги очень трудный, включает в себя контроль над умом (манониграха), причем настолько трудный, что Гаудапада сравнивает этот метод с усилием отдельного человека, занятого вычерпыванием воды капля по капле из океана через соломинку из травы куша 85. Тем не менее ум не должен прекращать своих попыток до тех пор, пока не будет достигнуто наивысшее блаженство.

   Содержание | Предыдущий текст | Следующий текст   

   76 II. 18. 38.

   77 IV. 75; III. 38.

   78 II. 36.

   79 II. 37.

   80 II. 29 – 30.

   81 III. 1.

   82 III. 32.

   83 III. 33 – 34.

   84 III. 35 – 38.

   85 III. 40 – 41.