Йог Рамачарака

Основы миросозерцания индийских йогов

Перевод с английского
под ред. А.В.Трояновского, СПб., 1913

1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    Приложение

Чтение Восьмое
ОККУЛЬТНЫЕ СПОСОБЫ ЛЕЧЕНИЯ

Человек, изучающий историю, найдет в легендах, сказках и преданиях всех народов указания на тот факт, что лечение болезней теми или другими оккультными способами практиковалась у всех рас, у всех народов и во все времена. Формы и способы оккультного лечения менялись. Среди них мы видим отвратительные приемы колдовства, сопровождающие грубейшие формы дикарского суеверия, и более реформированные, но в сущности те же самые, приемы, сопровождающие современные спиритуалистические культы. Вообще можно сказать, что идея оккультного лечения болезней присуща всем формам религий от дикарского фетишизма негров центральной Африки до высших форм религий, известных миру. Составлялись всевозможные теории для объяснения исцелений, являвшихся результатом оккультных способов лечения. Множество верований возникло именно вокруг фактов истинных или мнимых исцелений. Священники, проповедники и целители утверждали, что через них проявляется Божественная благодать, и настаивали на том, что именно они являются представителями на земле того божества, которому поклонялись в их стране. И в доказательство они приводили свою способность исцелять болезни. Эта же сила исцеления служителями какой-либо одной религии приводилась как доказательство истинности самой религии, а исцеления, совершаемые служителями других религий, обыкновенно рассматриваются как обман и подделка. Очень часто бывало, что служители какой-либо религии считали оккультное лечение как бы своей монополией и жестоко преследовали тех, кто осмеливался тоже лечить людей подобными способами или лечиться у целителей другой религии.

Человеческая природа всегда была одинаковой во всем мире и во все времена. И мы видим, что и в наше время существует то же самое соперничество целителей разных каст, которые все утверждают, что только они обладают "настоящей тайной". И в этом отношении модные вожди различных спиритуалистических сект, которых развелось так много и в Европе, и в Америке, ничем не отличаются от африканских "докторов" различных диких племен. И, к великому горю всех этих "врачей", стремящихся забрать в свои руки монополию на пользование одной из величайших сил природы, – право пользоваться ею принадлежит всем. И они сами, если и совершают иногда действительно исцеления, то никак не в силу своих теорий, а, скорее, против своих собственных теорий и несмотря на них. Великая целительная сила природы свободна, как воздух и как солнечный свет, и ею можно пользоваться тому, кто захочет. Ею не может владеть и не может ее контролировать какой-либо один человек, или секта, или школа. И никаких определенных религиозных воззрений не нужно для того, чтобы пользоваться результатами благодетельного действия этой силы.

Читателям должно уже быть совершенно ясно, что в основе всех фактов оккультного лечения должна лежать какая-нибудь одна большая причина. Должна быть какая-нибудь одна сила, которой пользуются все целители в тех случаях, когда они действительно совершают исцеления. В большинстве случаев они пользуются этой силой совершенно слепо, строя на ее счет самые нелепые и невозможные теории, которые ни в каком случае нельзя считать реальным объяснением феноменов оккультного лечения. Только то объяснение заслуживает внимания, которое объясняет все случаи действительного исцеления, а не только случаи, принадлежащие одной секте или школе.

Философы-йоги много столетий знали и практиковали различные формы оккультного лечения, и они глубоко и обстоятельно изучали принципы, лежащие в основе исцелений. Но они никогда не обманывали себя и не воображали, что они одни обладают монополией оккультного лечения. Наоборот, их исследования и опыты убедили их, что все целители, на самом деле исцелявшие болезни людей, пользовались великой естественной силой, одной и той же во всех случаях, хотя с внешней стороны и применяли ее или призывали различно. Кроме того, йоги пришли к заключению, что все спиритуалистические теории, сектантские вероучения и все заявления прав на монополию благодати, которые строились вокруг редких случаев оккультного лечения, так же мало относятся к нему, как, например, к электричеству или к магнетизму.

Йоги поняли, что все виды оккультного лечения – это различные способы приведения в действие одной великой силы природы, причем некоторые способы лучше в одних случаях, другие – в других, а в известных случаях нужны комбинации разных способов.

Йоги поняли, что прана есть именно та сила, которой пользуются во всех этих случаях, хотя прана привлекается к лечению болезней различными способами. И учение йогов говорит, что все формы оккультного лечения могут быть объяснены действием праны, причем они сами пользуются различными методами, выработанными школами оккультных целителей, и пользовались за много столетий до нашего времени, всегда признавая только одну теорию в основе многочисленных и разнообразных фактов.

Способы оккультного лечения они разделяют на три главные категории:

  1. Праническое лечение, которое включает в себя все то, что на западе называется "магнетическим лечением", и пр.

  2. Ментальное лечение, куда входят различные формы ментального и психического лечения, включая "лечение на расстоянии", а также все виды лечения, основанные на внушении...

  3. Духовное лечение, которое является очень редкой формой и требует высокого духовного развития. В наше время в различных сектах часто говорят о "духовном лечении", но это всегда обман, потому что сила духовного лечения может принадлежать только очень далеко пошедшим в своем развитии оккультистам.

Во всех этих случаях, даже в самом высоком и редком, действующей силой является прана. Прана – это средство, излечивающее болезнь; методы пользования праной могут быть разные.

Чтобы рассмотреть более детально вопрос об оккультном лечении, мы должны несколько вернуться назад. Прежде чем говорить о лечении больного тела, мы должны выяснить некоторые стороны состояния здорового организма.

Философия йогов учит, что Бог дал каждому индивидууму физическую машину, приспособленную к его нуждам, и доставляет ему все средства для того, чтобы содержать машину в порядке и исправлять ее, если по небрежности ее владельца машина испортится или расстроится. Йоги смотрят на человеческое тело, как на произведение великого разума. Во всей деятельности организма, во всех его функциях они видят указание на вложенную сюда заботу и разумный расчет. Они знают, как факт, что тело существует и создано по воле и плану великого разума, и они знают, что этот разум и теперь продолжает действовать через физическое тело. Поэтому, если индивидуальное сознание в своих желаниях, стремлениях и действиях будет совпадать с желаниями, стремлениями и действиями великого разума, тело будет оставаться здоровым и сильным. И, если человек пойдет против этого закона, в результате будет нарушение гармонии и болезнь. По мнению йогов, смешно думать, что великий разум, дав существование прекрасному человеческому телу, предоставил его дальше его собственной судьбе. И они убеждены, что Разум непрерывно заведует всеми функциями тела и что мы можем довериться ему и не бояться.

Великий разум, проявление которого мы называем "природой", или "жизненным началом", и тому подобными именами, всегда находится в готовности для того, чтобы исправлять повреждения, залечивать раны, соединять сломанные кости, выбрасывать из организма накопившиеся в нем вредные вещества, и обладает тысячью других действий и способов поддерживать машину в порядке и в хорошем рабочем состоянии. Очень многое из того, что мы называем болезнью, в действительности есть благодетельное действие природы, имеющее своей целью освободить тело от ядовитых веществ, которым мы позволили войти в свой организм и позволяем оставаться там.

Попробуем посмотреть, что, собственно, значит "тело". Предположим, что душа ищет жилища, в котором она могла бы разрабатывать данную фазу своего существования. Оккультисты знают, что для того, чтобы проявиться известным образом, душе нужно телесное обиталище. Посмотрим же, что нужно душе от тела, и посмотрим, дает ли ей природа то, что ей нужно.

Прежде всего, душа нуждается в хорошо устроенном аппарате для мышления – в центральной станции, откуда она могла бы управлять телом. Природа дает ей тот удивительный инструмент, который называется человеческим мозгом, возможности и способности которого мы до сих пор еще плохо реализуем. На настоящей стадии своего развития человек пользуется еще только очень маленькой частью своего мозга. Не идущая пока в работу часть мозга ждет развития человеческой расы, чтобы служить ей.

Дальше, душе нужны органы, предназначенные для того, чтобы воспринимать и записывать различные формы впечатлений внешнего мира. Природа дает глаза, ухо, нос, органы вкуса и осязательные нервы. Другие чувства природа держит в запасе до того времени, когда они понадобятся нам.

Затем, душе нужны средства сообщения между мозгом и различными частями тела. Природа прокладывает нервные кабели и провода, создавая удивительную по своей стройности систему. Мозг получает возможность телеграфировать свои приказания всем частям тела, посылая распоряжения клеточкам и органам и настаивая на их немедленном исполнении. По этой же самой системе мозг получает телеграммы из разных частей тела: предостережения об опасности, просьбы о помощи, жалобы и пр.

Затем, тело должно обладать средствами передвижения. Оно уже переросло условия неподвижной, растительной жизни, и ему нужно двигаться. Кроме того, ему нужно быть в состоянии брать полезные ему вещи и иметь возможность обращать их на свои надобности. Для этой цели природа дала ему члены, а также мускулы и сухожилия, при помощи которых двигаются и работают члены.

Затем, телу нужна прочная рама, которая сохранила бы его форму, делала бы для нее неопасными толчки, давала бы ему силу, крепость и упругость, вообще, поддерживала бы его. И природа даст телу раму, известную под названием скелета, представляющего собой удивительный механизм, заслуживающий самого внимательного изучения.

Дальше, душе нужны физические средства общения с другими воплощенными душами. И природа доставляет средства такого общения в органах речи и слуха.

Тело нуждается в системе передачи к разным его частям материалов, служащих для возобновления изнашивающихся сосудов и тканей, материалов для починки, для пополнения и усиления. Точно так же оно нуждается в другой системе, при помощи которой отбросы производства и отработанные вещества могли бы передвигаться к мусоросжигательным печам организма, сжигаться там и выбрасываться из тела. И природа дает нам кровь, несущую жизнь, артерии и вены, по которым она бежит на работу и возвращается к легким, взять новый запас кислорода и сжечь принесенные отбросы.

Тело нуждается в материале извне, при помощи которого оно могло бы непрерывно чинить и возобновлять свои изнашивающиеся части. Природа дает средства поглощения пищи, переваривания ее, извлечения из нее питательных элементов, превращения этих питательных элементов,.в такое состояние, что они легко усваиваются организмом.

Никто не потратит задаром времени, посвятив себя изучению удивительного механизма человеческого тела, и от такого изучения человек получает полную уверенность в существовании большого разума природы, он видит великий принцип жизни в действии, он видит, что организация тела не слепой случай, не совпадение, но работа могущественного разума.

Человек приучается доверять этому разуму и знает, что те же самые силы, которые дали ему физическое существование, помогут ему идти через жизнь.

И когда люди открывают себя доступу великого жизненного начала, это всегда приносит им большую пользу. Если они боятся его или не доверяют ему, закрывают двери для того именно, что для них наиболее важно, они сами страдают от последствий этого.

Читатели могут спросить, какое отношение имеет все это к оккультному учению, и могут пожаловаться, что мы говорим о вещах, давно им известных. Но мы не можем обойти те идеи, что в природе есть все необходимое для поддержания полного здоровья человека. И мы намеренно хотим повторять, что истинные сведения о лечении болезней должны указывать на то, каким образом человек должен стремиться согласовывать свою жизнь с законами природы и сохранять здоровье. Восточные учения считают неразумным создавать культы вокруг методов лечения. Они находят, что если культы необходимы, то лучше создавать их вокруг здоровья как центра, избегая самих болезней, которые в таких случаях явятся только случайными.

Существует особый отдел философии йогов, посвященный идее сохранения здоровья. Там учат, что здоровье есть нормальное состояние человека и что болезни в значительной степени являются результатом невежества и неумения слушаться голоса естественных законов. Мы прибавляем к этому, что сила, излечивающая болезни, существует в каждом человеке и может быть, сознательно или бессознательно, приведена в действие. Оккультное лечение заключается в приведении в действие внутренних сил индивидуума (иногда при помощи сил других индивидуумов) и в раскрытии физической системы для действия сил природы.

Все оккультное лечение зависит от того, что мы называем "жизненной силой" индивидуума. Активное начало этой жизненной силы, как мы уже объясняли, есть проявление всеобщей силы – праны.

Если человек долгое время пренебрегал законами правильной жизни и мысли и в конце концов расстроил свое физическое здоровье и затем долгое время пытался лечиться внешними материальными средствами, то ему много скажут сведения о лечении естественными силами. Он найдет очень много подходящих для него форм оккультного лечения. Мы имеем намерение объяснить читателям действие этих различных форм лечения, но мы можем дать об этом только очень краткие сведения, так как каждый способ лечения, если его излагать полностью, потребовал бы целой книги, но мы надеемся, что даже краткие сведения могут принести пользу.

Магнетическое лечение

Магнетическое лечение есть форма пранического лечения, в которой или сам больной, или другой человек, "целитель", посылает усиленные запасы праны к пораженным частям организма. Праническое лечение входит как составная часть во все другие формы лечения, хотя многие из лиц, прибегающие к оккультным методам лечения, этого не подозревают. В том, что называется магнетическим лечением, оператор проводит своими руками по телу больного человека и усилием воли или сильным желанием посылает из себя сильный запас праны своему пациенту. Эта прана действует точно так же, как если бы она шла в больное место организма самого пациента. Она укрепляет и оживляет пораженные части тела и заставляет их функционировать нормально. При магнетическом лечении руками обыкновенно проводят по телу.

Ментальное лечение

Термин "ментальное лечение" охватывает довольно большой ряд случаев, имеющих по внешности различные формы. Есть форма самолечения, которая заключается в повторении пациентом известных утверждений – или самовнушений, стремящихся к тому, чтобы создать более веселое и приподнятое состояние духа, которое действует на тело и заставляет его функционировать правильным образом. Мы можем сказать прямо, что главная польза, извлекаемая от этого лечения и из родственных ему форм, заключается в том, что оно заставляет пациента прогнать мысли, которые мешают природе делать ее дело. Сами по себе утверждения пользы принести не могут. Все дело в том, что мы часто мешаем жизненному началу свободно действовать через нас и ставим ему препятствие в виде противоположного самовнушения. Поэтому, когда мы меняем свое состояние духа, мы уничтожаем эти препятствия, и природа сама находит путь к тому, что ей нужно. Кроме того, самовнушения положительного характера возбуждают систему и приводят в действие дремлющие инстинкты.

В той форме ментального лечения, которая известна под названием "внешней", действует тот же самый принцип. Ум пациента освобождается от враждебного самовнушения путем положительных внушений со стороны лечащего. Этим устраняется тормоз, мешающий правильному действию инстинктов, и природа восстанавливает нормальную деятельность организма. Средством этого восстановления является запас праны, посылаемый ко всем частям тела и заставляющий их работать на нормальных основаниях. Кроме того, при лечении внешнем лечащий, сознательно или, бессознательно, посылает пациенту запасы своей собственной праны, которая возбуждает жизненность в больных частях организма и делает более легкими усилия ума самого пациента в восстановлении нормальных пранических условий.

В то, что вообще называется "ментальным лечением", всегда входит значительное количество "внешнего лечения". Состояние духа лечащего всегда отражается на пациенте. Слова, тон голоса, уверенность лечащего не могут пройти бесследно для ума пациента, но, кроме того, лечащий и сознательно посылает пациенту сильный ток, ободряющий и оживляющий мысли, которые пациент принимает телепатически, особенно если он обладает соответствующим складом ума. Взаимодействие двух умов для общей цели обыкновенно дает большую силу, и этот факт в связи с тем, что ум пациента отвлекается от отрицательных мыслей и тело получает большой запас праны, производит лечение. правильная форма ментального лечения, благотворно действует и на ум, и на тело пациента.

То, что известно под названием "ментального лечения на расстоянии", действует по тем же самым линиям, как описанная форма ментального лечения. Расстояние между пациентом и лечащим не является препятствием для мысленных токов. В обоих случаях лечащий часто создает сильную мыслеформу, насыщенную праной, которая производит почти немедленное действие на пациента, чувствующего подкрепление и усиление. Внезапное излечение часто производится таким образом, хотя очень немногие целители обладают настолько большими силами, чтобы посылать мыслеформу такого рода. Но очень сильный ментальный целитель может быть способен посылать мысль, настолько насыщенную праной и настолько полную жизненной силой и энергией, что больной орган может почувствовать сразу прилив возрождающих сил, и болезнь может почти мгновенно уступить действию лечения. Разумеется, такое излечение будет сначала только кажущимся, потому что для полного излечения часто нужно восстановление большого количества тканей, но прилив свежей крови и обновляющих элементов сделает то, что в сравнительно короткое время болезнь действительно исчезнет и организм победит враждебные тенденции, клонящиеся к расстройству его системы.

Все формы ментального лечения подходят под одну из перечисленных категорий. Одна из самых важных вещей заключается в том, чтобы создать пациенту правильное душевное состояние, устранить все формы враждебных самовнушений и дать возможность природе делать свое дело без помех. Для достижения этих результатов пациенту нужно послать сильную мысль и запас праны, которые, если их направить на больную часть тела, облегчат целительную деятельность инстинктов.

Духовное лечение

Есть еще другая форма лечения, очень редко наблюдаемая, в которой человек, обладающий особыми духовными способностями, может так подействовать на больного человека, что вся система последнего внезапно как бы переменяется и, раскрывшись действию высших сил, в то же время приходит в нормальное состояние. Это истинное духовное лечение встречается так редко, что очень мало кому приходится с ним сталкиваться. Очень часто "духовным лечением" называют другие формы оккультного лечения, но люди, обманывающие себя таким образом, не имеют ни малейшего понятия об истинном духовном лечении. Признак духовного лечения – это немедленные результаты. Если даже полное лечение не наблюдается сразу, то, во всяком случае, сразу восстанавливается нормальная деятельность организма. Очень редкие люди обладают этой способностью и, почему эта способность не может встречаться часто, делается вполне понятно для человека, который познакомится с принципами этого способа лечения. Духовное лечение никогда не может совершаться из личных целей или для достижения каких-либо посторонних целей, в нем не может быть примеси материальных интересов. Мы хотим, чтобы читатели ясно различали духовное лечение от других форм психического, или ментального лечения, часто также называемого духовным. Это необходимо потому, что иначе они будут смешивать совершенно разные вещи.

Экспериментальное лечение

Мы имеем намерение описать читателям несколько примеров оккультного лечения, которое они могут практиковать сами. Результаты этих экспериментов в значительной степени зависят от предварительной подготовки и от умения владеть силами организма.

Сперва мы проведем несколько опытов по праническому лечению (или "магнетическому лечению", если вы предпочитаете этот термин):

  1. Пусть пациент сядет в кресло, а вы встаньте перед ним. Пусть ваши руки свободно висят по сторонам; несколько секунд свободно покачивайте ими вперед и назад, пока не ощутите легкое покалывание в кончиках пальцев. Затем поднимите руки на уровень головы пациента и медленно проведите ими вниз до его ног, держа ладони обращенными к нему, а пальцы слегка расставленными – так, как будто вы льете на него силу из кончиков пальцев. Затем, отступив на шаг, опять поднимите руки на уровень головы пациента, причем в то время как руки поднимаются вверх, ладони должны находиться одна против другой: если вы будете поднимать руки тем же движением, что и опускали, то вы возьмете обратно из пациента весь магнетизм, который вы дали ему. Повторите это движение несколько раз, не напрягая мышцы рук и держа их как можно более расслабленными. Подобным же образом вы можете воздействовать на любую часть тела. В завершение лечения следует насытить магнетизмом все тело пациента. Окончив сеанс лечения, необходимо потрясти руками, как бы стряхивая капли воды, оставшиеся на пальцах. В противном случае между вами и больным организмом может сохраниться связь и, в конце концов, вы можете заразиться его болезненным состоянием. Такое лечение действует на пациента укрепляющим образом, а если оно практикуется часто и правильно, то приносит ему несомненную пользу.

    В случае хронических либо запущенных заболеваний болезнь можно "разрыхлить", выполняя боковые пассы перед пораженной областью. Это делается стоя перед пациентом с соединенными руками, касающимися ладонями одна другой, и проводя руками несколько раз из стороны в строну. Лечение во всех случаях следует оканчивать пассами, идущими сверху вниз. Это выравнивает потоки.

  2. Самолечение. Лечь, совершенно расслабив все мышцы тела, дышать ритмически и мысленно представлять, что с каждым вдохом поглощается значительное количество Праны. С каждым выдохом посылать Прану к больным местам с целью оживить их и укрепить. Во время некоторых выдохов представляйте, что болезненное состояние вытесняется и исчезает. Во время этого упражнения следует проводить руками по телу от головы и до больного места. Пользуясь руками для самолечения и лечения других, необходимо все время держать в уме образ или картину того, как Прана проходит по рукам и через кончики пальцев входит в тело, достигая таким образом больного места и исцеляя его.

    Небольшая практика вышеприведенного упражнения видоизменяемая в зависимости от каждого конкретного случая, дает удивительные результаты. Некоторые йогины кладут обе руки на больное место, а затем производят ритмическое дыхание, представляя что они как бы накачивают Прану в больное место или орган, тем самым стимулируя его и устраняя все то, что причинило заболевание. Это напоминает накачивание чистой воды в ведро с грязной водой: чистая вода постепенно вытесняет грязную и, наконец, совершенно заменяет ее собой. Подобный мысленный образ становится гораздо более эффективным, если мы как бы отождествляем себя с помпой; при этом вдох будет представлять собой подъем ручки помпы, то есть заполнение ее "чистой водой", а выдох – опускание ручки, то есть собственно "накачивание".

    Лечение других. Основное, что следует иметь в виду, так это то, что при помощи ритмического дыхания и мысли, находящейся под управлением воли, вы можете ввести в свой организм увеличенное количество Праны, а затем передать ее организму другого человека, укрепляя и поддерживая жизненность больных органов, как бы вливая в них здоровье и вытесняя болезнь. Прежде всего вы должны выучиться создавать столь ясные мысленные образы, чтобы быть в состоянии действительно чувствовать прилив Праны и поток силы, текущей по вашим рукам и проникающей из ваших пальцев в тело пациента. Дышите ритмически и, установив ритм, поместите руки на больную часть тела пациента. При этом пальцы нужно не прижимать к больному месту, но держать их свободно. Затем выполните "подкачку", описанную в предыдущем упражнении, чувствуя как пациент наполняется Праной, "вымывающей" из него болезненное состояние. Время от времени поднимайте руки и "пощелкивайте" пальцами, как бы стряхивая с них болезненное состояние. После лечения необходимо мыть руки, иначе на них могут остаться следы болезненного состояния пациента. По той же причине после каждого сеанса необходимо выполнять несколько очистительных дыханий. Во время лечения Прана должна течь в пациента одним непрерывным потоком. Вам следует быть при этом не более чем насосом, соединяющим вашего пациента со всеобщим океаном Праны; пусть Прана свободно течет через вас. При этом не нужно делать каких-либо энергичных движений руками – наоборот, чем свободнее будут руки, тем легче они будут проводить Прану, необходимую больному организму. Проведение Праны облегчается также и посредством ритмического дыхания, которому следует уделять поэтому особое внимание. Лучше класть руки на голую кожу, но платье как таковое не может заметно повлиять на лечение. Иногда во время лечения полезно слегка постукивать по телу кончиками пальцев, держа при этом пальцы слегка раздвинутыми. Если пациент чувствует боль, то этот прием почти всегда облегчает ее. В случае запущенной болезни могут помочь умственные приказы, как то, например: "Выздоравливайте! Выздоравливайте!" или "Будьте сильными! Будьте сильными!" Эти слова нужны не столько для пациента, сколько для вас самих, – они усиливают вашу волю и облегчают сосредоточение. Помните, что за всеми вашими действиями должна стоять воля. В зависимости от ситуации вносите изменения в форму лечения, пользуясь при этом своим собственным суждением, своей интуицией и изобретательностью.

  3. Головные боли можно облегчать при помощи пассов, произведенных сзади пациента. Пусть пациент сядет на стул; став за ним, делайте руками с раздвинутыми и направленными вниз пальцами двойные круги над его головой, не касаясь, однако, его самого. Через несколько секунд вы почувствуете истечение магнетизма из ваших пальцев, и боли пациента будут облегчены.

  4. Другой хороший способ облегчения боли заключается в том, чтобы стать перед пациентом и держать ладонь перед пораженной частью тела на расстоянии нескольких дюймов. Подержав ладонь неподвижно несколько секунд, следует начать медленные круговые движения над больным местом. Такие пассы обладают сильным стимулирующим воздействием и способствуют быстрейшему восстановлению нормального состояния.

  5. Направьте ваш указательный палец на пораженную область, держа его на расстоянии нескольких дюймов от тела, – сперва неподвижно, а затем выполняя вращательное движение, напоминающее просверливание отверстия. Это может восстановить кровообращение в пораженной области и улучшить ее состояние.

  6. Положите руки на голову пациента над висками и держите их так некоторое время. Это дает хорошие результаты и является наиболее широко практикуемой формой лечения такого рода.

  7. Легкое постукивание по телу пациента (поверх одежды пациента) возбуждает кровообращение и устраняет застойные явления.

  8. Эффект массажа и подобных ему процедур в значительной степени обусловлен непроизвольной передачей Праны от целителя больному в процессе растирания и т.п. Эффект значительно усиливается, если те же процедуры сопровождаются сознательным желанием направить на пациента поток Праны. Эффект будет еще большим, если процедура сопровождается ритмическим дыханием.

  9. Дыхание на пораженные области, практикуемое многими полудикими народами, может служить мощным средством проведения Праны в больное место. Иногда на больное место кладут кусок хлопчатобумажной ткани и дышат на нее. В этом случае дыхание нагревает ткань, добавляет к праническому эффекту еще действие теплоты.

  10. Магнетизирование воды является одним из наиболее часто применяемых приемов в "магнетическом лечении", и при этом прием этот нередко приносит положительные результаты. Простейшая форма магнетизирования воды состоит в том, что стакан держат за дно левой рукой, а с пальцев правой руки при этом как бы что-то стряхивают в воду. Это действие можно усилить, проделывая над стаканом несколько пассов правой рукой сверху вниз. Ритмическое дыхание сильно помогает насытить воду Праной. Вода, заряженная Праной, является отличным стимулирующим средством и хорошо помогает людям, страдающим от общей слабости. Воду следует пить маленькими глотками, держа в уме идею о том, что пьешь силу, и по возможности удерживая перед собой яркий образ Праны, перетекающей из воды в организм и оживляющей его.

А теперь мы проведем несколько опытов по ментальному лечению:

  1. Самовнушение состоит в том, чтобы внушать себе желаемое физическое состояние. Самовнушение должно произноситься (вслух или про себя) так, как если бы вы разговаривали с другим человеком, серьезно и настойчиво, создавая при этом в уме картину того, о чем идет речь. Например: "Мой желудок силен, силен, силен, – способен переваривать даваемую ему пищу, – способен усваивать из нее все, что нужно для тела, – способен тем самым дать мне здоровье и силу. Мое пищеварение в порядке, в порядке, я наслаждаюсь пищей, перевариваю и усваиваю ее, превращая в здоровую красную кровь, которая несет здоровье и силу ко всем частям моего организма, делая меня здоровым и сильным человеком". Подобное самовнушение применимо ко всем частям тела и дает очень хорошие результаты. Действующей силой здесь является внимание, направляемое на больную или расстроенную часть тела. Это внимание привлекает к данной части тела усиленный поток Праны; то же самое делают и мысленные картины, в которых человек представляет себе нормальное состояние больного органа или члена. Необходимо понимать дух или смысл самовнушения и обращаться с ним совершенно серьезно. Успех в значительной мере зависит от яркости ментальных картин, которые рисует себе внушающий. Старайтесь видеть себя таким, каким вы хотели бы быть. Кроме того, вы можете помочь лечению, дополнив его приемами, описанными в разделе о праническом лечении.

  2. Лечение других лиц внушением основывается на тех же принципах, что и самовнушение. Единственное различие в том, что требуемые образы в уме пациента создаются им не самостоятельно, но при помощи целителя. Гораздо лучшие результаты получаются в тех случаях, когда целитель и пациент одновременно создают ментальный образ: благодаря этому, внушение, идущее со стороны, дополняется и усиливается самовнушением. Пациент активно создает условия, благодаря которым внушения целителя оказываются способными погрузиться в глубины его инстинктивного ума; поднимаясь оттуда, они производят затем соответствующие изменения в организме пациента. Наиболее сильное внушение дают люди большой жизненности, которые могут посылать в организм пациента мысль, полную силы, насыщенную праной, в то же время стремясь вызвать в уме пациента деятельность самовнушения. Обыкновенно несколько форм ментального лечения соединяются в одну. Всякий человек, пытавшийся сделать опыт в этом направлении, увидит, что он непременно будет соединять несколько видов лечения в один. Очень много зависит от инстинктов как того человека, который лечит, так того, который требует лечения. У инстинктивного ума создается привычка в известных случаях приходить на помощь телу, и эта привычка может вызываться искусственным образом, создать хорошие привычки инстинктивного ума – это один из лучших способов самолечения, так как очень многие болезни происходят именно от того, что инстинктивный ум отучается от правильной деятельности, благодаря ненормальности жизни. Внушение и самовнушение заставляют инстинктивный ум функционировать правильно, и тело быстро возвращается к состоянию полной гармонии. Во многих случаях единственное, что требуется от лечения, это освободить ум пациента от тревоги, страха и угнетающих мыслей, которые мешают гармонической деятельности тела, – хотя обычный человек, как правило, и не улавливает этой связи между умом и телом. Препятствия, создаваемые подобными мыслями и эмоциями для нормальной жизни организма, заключаются в том, что они препятствуют нормальному распределению Праны, последствия чего неисчислимы. Устраняя вредные мысли, мы поступаем подобно часовщику, удаляющему маленькие комочки грязи и частицы пыли, мешающие правильной работе часового механизма. Как ни малы эти посторонние препятствия, они могут нарушать всю гармонию сложной машины. Страх, тревога, а особенно ненависть и злоба со всеми сопровождающими их эмоциями являются причиной физической дисгармонии гораздо чаще, чем все остальные причины, соединенные вместе.

  3. Во время собственно ментального лечения пациент сидит расслабившись и приведя свой ум в как можно более восприимчивое состояние. Целитель посылает мысли подкрепляющего и подбадривающего характера. Эти мысли, действуя на ум пациента, заставляют его отбрасывать мысли отрицательного свойства и заменять их мыслями "положительными". В результате ум пациента восстанавливает свое равновесие, а это, в свою очередь, активизирует естественные восстанавливающие силы, которыми так богат организм человека, и которым мы обыкновенно мешаем проявиться. Усиленный поток праны, направляемый во все части тела, приносит с собой силу и здоровье. Все это является результатом перемены направления преобладающих мыслей пациента. Таким образом, ведущий принцип ментального лечения заключается в том, чтобы привести ум в нормальное состояние. В результате и тело, точно так же, получает то, что ему нужно. Многие из ментальных целителей стремятся делать не это, а прямо посылают сильные и положительные мысли, насыщенные праной, в пораженное место и производят в теле физическое изменение помимо сознания и подсознания; такого рода лечение требует гораздо большей затраты сил со стороны того, кто лечит. Необходимо помнить, что лечение лишь тогда достигнет своей цели, когда устранятся условия, создавшие болезнь. Поэтому очень важно произвести известное воздействие на всю психическую систему пациента и уже через нее повлиять на физический организм. Для этого прежде всего нужно исключить из ума пациента отрицательные мысли, что опять-таки можно сделать без его ведома, рисуя его себе как сильного и здорового умом и телом. Нужно стремиться рисовать себе все условия его тела и духа такими, какими они должны были быть, затем концентрировать мысль на этом образе и прямо бросать этот образ в тело пациента или в пораженное место. Правильно посланная мысль не может не проникнуть туда, куда она направлена, и в результате она непременно произведет желаемое физическое изменение, устранив ненормальные условия и восстановив нормальную деятельность и функции организма. Кроме того, посылая мысль, необходимо представлять себе, что посылаемая мысль сильно насыщена праной; все образные представления при этом должны быть ясными и отчетливыми. Для этого необходима определенная практика, хотя некоторым лицам такая форма целения дается без особых усилий.

  4. Лечение на расстоянии производится по тому же принципу, что и лечение в присутствии пациента. Прана, окрашенная мыслью посылающего лица, может быть передана на любое расстояние и любому человеку, готовому воспринять ее; так может производиться и целение... Для того чтобы излечить человека на расстоянии, вы должны создать столь яркий образ его у себя в уме, чтобы почувствовать, что между ним и вами установилось нечто наподобие контакта, некая связь. Это чувство контакта зависит от образности представлений целителя и составляет основное условие лечения на расстоянии. Чувство контакта состоит в том, что вы чувствуете, что данный человек как бы находится возле вас, – это чувство близости. Еще более конкретно описать это чувство невозможно. Способность яркого представления и ощущения контакта приобретается небольшой практикой, а некоторые люди обретают ее и с первых попыток. Когда контакт установлен, скажите мысленно своему пациенту: "Я посылаю вам запас жизненной силы, которая укрепит и излечит вас". Затем представьте прану, излучаемую вашим умом с каждым выдохом ритмического дыхания, представьте, что она почти мгновенно преодолевает пространство, разделяющее вас и пациента, проникает в него и исцеляет его. Нет никакой необходимости назначать для лечения определенный час, хотя вы можете сделать это, если найдете нужным. Состояние восприимчивости пациента, ожидающего лечения и открытого вашей психической силе, настраивает его таким образом, что он оказывается способным воспринимать ваши вибрации, когда бы вы ему их ни послали. Если же вы договорились с ним относительно часа, то пусть он в это время расслабится и настроится на вас сознательно.

    Некоторые целители создают яркий ментальный образ, представляя себе пациента, сидящего перед ним, а затем производят пассы и прочее так, как если бы пациент присутствовал на самом деле. Другие, наоборот, стремятся создать как можно более яркий образ мысли, покидающей их ум, проникающей через пространство и входящей в ум пациента. Третьи попросту расслабляются, входят в полутрансовое состояние и интенсивно думают о пациенте, забыв о разделяющем их пространстве. Есть и такие, которые предпочитают иметь какую-либо вещь, принадлежащую пациенту, благодаря чему они оказываются способными установить с ним более тесный контакт. Все эти методы совершенно равносильны и равноценны. Тот или иной метод дает лучшие или худшие результаты в зависимости от темперамента, наклонностей и опыта лица, им пользующегося. Однако в основании всех методов лежит один и тот же принцип.

Благодаря некоторой практике с указанными видами лечения изучающий обретает уверенность в себе и легкость в обращении с целительной силой; временами он даже будет излучать эту силу, сам того не подозревая. Если человек много работает над целением и вкладывает душу в эту работу, то в скором времени он начнет лечить почти автоматически и непроизвольно, едва лишь вступая в общение со страдающим лицом. Однако целитель должен следить за тем, чтобы не истощить своего собственного запаса праны и не подорвать тем самым своего здоровья. Он должен внимательно изучить приводимые нами методы подзарядки праной и защиты организма от излишней траты его жизненных сил. И он ни в коем случае не должен спешить в деле целительства, помня, что поспешность и подстегивание естественного развития до добра не доведут.

Эта часть нашей книги написана не для того, чтобы все читатели могли стать целителями, и мы вовсе не собираемся советовать им это. Каждый должен следовать в этом вопросе своему собственному суждению и своей интуиции. Мы посвящаем часть нашей книги оккультному лечению, так как это составляет часть разбираемых нами вопросов, – и очень важно, чтобы читатели ознакомились с принципами, лежащими в основе оккультных методов лечения. Пускай читатели стараются анализировать все случаи оккультного лечения, свидетелями которых им придется быть, или о которых они услышат; пускай они учатся откидывать все фантастические теории, построенные вокруг этих фактов, и они будут в состоянии с интересом изучать все случаи оккультного лечения, совсем не принимая теорий людей, занимающихся этим лечением. Необходимо помнить, что представители самых разнообразных культов и школ претендуют на способность оккультного лечения – и многие из них действительно лечат. При этом все они пользуются одним и тем же принципом, но приписывают результаты своего лечения теориям и верованиям, очень далеко отходящим друг от друга.

Что касается нас, то мы придерживаемся принципов хатха йоги, науки о том, как сохранить здоровье посредством правильной жизни и правильной мысли. И с этой точки зрения мы рассматриваем любые формы целительства как явления, необходимость в которых обусловлена исключительно невежеством человека и его нежеланием следовать законам Природы. Но до тех пор, пока люди не будут правильно жить и мыслить, их нужно будет лечить, а отсюда вытекает и необходимость в изучении различных форм лечения.


1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    Приложение