В этом чтении мы хотим коснуться той черты подсознательного мышления, о которой много писали на Западе в течение последних двадцати лет. Многие её не поняли, и очень многие ею злоупотребляли. Мы говорим о так называемой «силе мысли». Это — вполне реальная сила, и ею, как и всякою другой силою природы, можно пользоваться надлежащим образом и применять её в повседневной жизни. Между тем многие, изучающие силы ума, злоупотребляют ими в эгоистических и низких целях и снисходят до практики, достойной лишь последователей школ «чёрной магии». Мы слышим со всех сторон о том, что прибегают к «воздействию» на других этими силами природы с целями эгоистическими и часто даже низкими, причём лица, пользующиеся этими силами, повидимому совершенно незнакомы с теми оккультными законами, которые ими приводятся в действие, и не сознают, какое ужасное возмездие неизбежно постигает тех, кто прибегнет к этой отрицательной форме пользования силою мысли. Поразительно как то невежество, которое проявляется обыкновенно относительно природы и последствий неправильного пользования силой мысли, так и то, насколько распространены подобные злоупотребления ею с эгоистическими целями. Это тем более печально, что истинный оккультист знает, что совершенно лишне прибегать к таким приёмам даже тем, кто хочет пользоваться умственными силами ради «успеха». Есть надлежащий способ пользования умственными силами, так же как есть и ненадлежащий способ, и мы надеемся, что нам удастся в настоящем чтении вполне выяснить этот вопрос.
В нашем первом курсе («Основы миросозерцания индийских йогов») в нескольких чтениях, озаглавленных: «Динамика мысли», «Телепатия» и пр., а также «Психическое влияние», мы дали общее понятие о действии одного ума на другие умы, и многие писатели обратили на эти же факты внимание читающей западной публики. Всеобщий интерес был возбуждён к этой стороне предмета, в особенности в последние годы, и много удивительных теорий было предложено учёными соперничающих школ. Однако несмотря на противоречивые теории, все сходятся в главных фактах — все того мнения, что пользуясь умственными силами, можно принести вред и себе, и другим и что многие этим занимаются из корыстных целей, вполне оправдывая себя и не понимая, что применяя подобные приёмы, они ткут вокруг себя опутывающую их паутину из психических причин и следствий.
Итак, мы с самого начала желали бы запечатлеть в умах наших читателей, что если с одной стороны и несомненно, что на людей, не сознающих источника силы в самих себе, могут вредно действовать другие, проявляя ту умственную силу, о которой идёт речь, одинаково верно и то, что если человек осознал в самом себе «Я», составляющее единственную реальную его часть — неприступную крепость силы — оплот против всякого нападения, то ему не может нанести вреда подобное действие. Нет никакого повода для всего этого страха, проявляемого многими исследователями силы мысли на Западе, которые вечно боятся, как бы другие не воздействовали на них враждебно. Мужчина или женщина, осознавшие в себе «Я», могут самым лёгким усилием воли окружить себя умственной атмосферой, способной оттолкнуть мысленные волны, исходящие от умов других людей. Мало того, постоянное признание своего «Я», ежедневное размышление об этом в продолжение нескольких минут само собой создаст такую атмосферу и наделит её такой жизненностью, что она будет отгонять всякую враждебную мысль и заставит её вернуться к своему первоисточнику, где она сослужит хорошую службу — приведёт выпустивший её на свет божий заблудший ум к тому убеждению, что подобные приёмы вредны и их следует избегать.
Это признание своего «Я», о котором мы говорили в первых чтениях этой серии, есть наилучший и единственно реальный способ самозащиты. Это нетрудно понять; стоит только вспомнить, что весь этот феномен умственного влияния относится к призрачной стороне жизни — к отрицательной стороне — и что реальная, положительная сторона по необходимости должна быть сильнее. Ничто не может повредить реальному в вас, и чем ближе вы подходите к реальному, чем ярче сознаёте и чем яснее понимаете его, тем сильнее вы становитесь. В этом весь секрет. Подумайте об этом хорошенько.
Но ведь сравнительно мало на свете людей, способных всё время твёрдо держаться сознания своего «Я»; другие же требуют помощи во время роста этого сознания. Таким субъектам мы сказали бы: «Приближайтесь насколько возможно к осознанию вашего «Я», как реальности, и пусть ваши умственные ноги твёрдо стоят на скале этого реального «Я». Если же вы чувствуете, что люди, обстоятельства или вещи вредно влияют на вас, смело отстаивайте себя и отрицайте это влияние. Скажите нечто вроде следующего: "Я отрицаю власть людей, обстоятельств или вещей дурно влиять на меня. Я утверждаю мою реальность, силу и господство над всем этим."» Эти слова могут показаться очень простыми, но если их произнести с сознанием истины, в них заключающейся, то они приобретут могучую силу. Вы конечно понимаете, что нет никакой магической силы, или чар, в самих словах, то есть в сочетании букв, образующих слова, в звуке слов — вся сила в идее, выразителями которой служат эти слова. Вы удивитесь, какое сильное действие произведёт ваше утверждение на окружающие вас вредные влияния. Если вы, читающий эти строки, чувствуете на себе враждебное или угнетающее влияние, встаньте, выпрямитесь, поднимите голову и смело, бесстрашно глядя вперёд, твёрдо, с верой произнесите эти слова, и вы почувствуете, что вредное влияние исчезло, словно бы облако воочию отступило перед вами назад. Попробуйте проделать это теперь же, прежде чем приметесь читать дальше, и вы почувствуете новый прилив силы и мощи.
Вы совершенно правы, отрицая таким образом враждебное влияние. Вы имеете полное право отгонять от себя угрожающие или угнетающие мысленные облака. Вы имеете полное право занять ваше место на утёсе истины — вашего реального «Я» — и добиваться свободы. Эти отрицательные мысли, исходящие от окружающих людей вообще, а некоторых людей в частности, принадлежат тёмной стороне жизни, и вы имеете право стараться освободиться от них. Вы не принадлежите к той же стороне жизни, и ваше право — ваш долг — отогнать их и исчезнуть с вашего горизонта. Вы — дитя света, и ваше право — ваш долг — защищать вашу свободу от натиска тьмы. Вы просто напросто защищаете истину, когда утверждаете ваше превосходство и ваше господство над этими тёмными силами. И пропорционально вашему признанию и вере будет в вашем распоряжении и сила. Вера и признание делают из человека бога. Если бы только мы могли вполне признать и понять, что мы такое в самом деле, мы могли бы подняться выше всей этой плоскости отрицательного, тёмного мира мысли. Но мы так ослеплены и ошеломлены мыслью о боязни и слабости, так загипнотизированы этой последней, о которой нам твердят со всех сторон, что даже лучшие из нас с трудом могут избегнуть временного падения назад, в бездну уныния и отчаяния. Не забывайте однако, братья и сёстры, что эти падения становятся всё реже и продолжаются более короткое время. Мало-помалу мы и совсем избавимся от них.
Скажут, пожалуй, что мы придаём слишком большое значение отрицательной стороне вопроса, но мы чувствуем, что пришла пора заговорить о ней, и что многим из наших читателей это будет на пользу. Так много говорилось об отрицательной, враждебной силе мысли, что нелишне знать всем, что во власти каждого из нас подняться выше всего этого и что орудие победы уже в наших руках.
Даже человек высокоразвитый в духовном отношении может случайно забыть, что он выше враждебного влияния вредных мыслей, создаваемых человечеством вообще, и других облаков мысли, находящихся у него по соседству. Когда подумаешь, как мало людей, посылающих положительные, полные надежд мысленные волны, и наоборот, как многие постоянно посылают мысли страха, уныния и отчаяния, то нечему удивляться, если по временам на нас находит чувство уныния, беспомощности и сознание бесполезности наших усилий. Но мы должны быть всегда настороже, чтобы бороться и отрицать существование всего этого, насколько это касается нашего личного мира мыслей. Эта последняя фраза заключает в себе удивительную оккультную истину. Ведь мы сами создатели, хранители и разрушители нашего личного мира мыслей. Мы можем внести в него то, что желаем, можем хранить там, что хотим, культивируя, развивая, развёртывая мысленные формы, какие желаем, и можем уничтожить то, что хотим выбросить оттуда. «Я» — господин своего мира мыслей. Подумайте об этой великой истине, читатель. Желанием мы можем вызвать к жизни, утверждением мы можем сохранить и поощрить, отрицанием мы можем разрушить.
Народная религия индусов изображает Единое Существо в виде Троицы: Брахмы — создателя, Вишну — хранителя и Шивы — разрушителя; это не три бога, как обыкновенно думают, а Троица, состоящая из трёх аспектов Божества или Бытия. Эта идея о тройственном Бытии применима также к индивидууму; «как наверху, так и внизу». «Я» есть существо индивидуума а мир мыслей — его проявление. Оно создаёт, хранит или разрушает по своему желанию. Не расставайтесь с этой идеей и старайтесь убедить себя, что ваш индивидуальный мир мыслей есть ваше собственное поле проявления, в котором вы постоянно творите, постоянно сохраняете, постоянно разрушаете. И если вы можете разрушить что-нибудь в вашем мире мыслей, тем самым вы удалите это с вашего поля деятельности, насколько это вас касается. А если вы создаёте что-нибудь в вашем собственном мире мыслей, вы вводите это в круг действия, насколько это вас касается. Если вы сохраняете что-нибудь, вы держите это при себе, чтобы оно проявляло своё действие и своё влияние на вашу жизнь. Эта истина относится к высшим фазисам вопроса, ибо его объяснение тесно связано с объяснением «вещи в самой себе» — Абсолютного и его проявлений. Но даже этого, что нами сказано выше, достаточно, чтобы побудить изучающего предмет ухватиться за эти факты и применить эти принципы в своей собственной жизни.
Если человек живёт в плоскости обыденной человеческой мысли, он подчиняется её законам, ибо закон причины и следствия сохраняет свою силу в каждой жизненной плоскости. Но если он поднимается выше обыденного человеческого мышления, стремясь к плоскости признания своего реального «Я», тогда он освобождается от низших проявлений закона причины и следствия и уже занимает место в высшей плоскости причинности, где он играет гораздо более высокую роль. Мы и напоминаем вам постоянно, что ваш оплот, ваше убежище находится в высшей плоскости. Тем не менее мы должны здесь иметь дело с законами низшей плоскости, так как очень немногие способны удерживаться исключительно в высшей плоскости. Большинство же людей лишь время от времени поднимаются до неё и живут поэтому частью в одной, частью в другой плоскости; в результате возникает борьба сталкивающихся законов обеих плоскостей. Эта господствующая в наше время ступень — самая тяжёлая на пути к достижению: она напоминает страдания при родах. Но ведь вы уже рождаетесь для жизни в высшей плоскости; страдания, после сильнейшего приступа, начнут стихать, и наконец, совсем прекратятся, и затем наступят мир и спокойствие. Когда страдания достигнут сильнейшей степени, вы утешайте себя мыслью, что это кризис вашего нового духовного рождения, который скоро пройдёт, и вы тогда увидите, что ради приобретённого спокойствия, ради такого блаженства стоило претерпеть страдания и борьбу. Будьте мужественны, сотоварищи, шествующие по Пути; освобождение близко. Скоро наступит тишина, обыкновенно следующая за бурей. Испытываемые вами страдания — мы отлично знаем, что вы их испытываете — даются вам не в наказание: это — неизбежное явление вашего роста. Всякая жизнь следует по этому плану: страдания во время трудов или во время родов всегда предшествуют освобождению. Такова жизнь, а жизнь основана на Истине, и всё обстоит благополучно в этом мире. Мы не думали говорить обо всём этом в настоящем чтении, но в то время как мы пишем, к нам доносятся крики о помощи и мольбы тех, кто желал бы услышать слова, ободряющие их и подающие им надежду; и мы считаем себя обязанными ответить, что мы и делаем. Да будет мир со всеми вами.
А теперь мы начнём рассматривать законы, управляющие тем, что мы назвали «влиянием подсознательного ума».
Всем, изучающим оккультизм, известно, что чужие мысли могут сильно влиять на людей и действительно влияют на них. И это не только в тех случаях, когда мысли направлены от одного ума у другому, но даже и тогда, когда такое специальное намерение или направление посланной мысли отсутствует. Вибрации мыслей долго ещё остаются в астральной атмосфере после того, как было сделано усилие послать мысль. Астральная атмосфера насыщена вибрациями мыслей, бывших достоянием людей много лет тому назад и обладающих до сих пор достаточной жизненностью, чтобы действовать на тех, кто в настоящую минуту готов воспринять их. И мы все привлекаем к себе вибрации мыслей, соответствующих по природе своей тем, к которым мы привыкли. Закон притяжения в полной силе, доказательством чему служат многочисленные примеры.
Мы привлекаем к себе мысленные вибрации, сохраняя и поддерживая мысли известного направления. Если мы имеем обыкновение думать обо всём весёлом, светлом — словом, смотрим на всё оптимистически — мы привлекаем к себе такие же мысленные вибрации других и вскоре же замечаем, что бодрящие мысли всякого рода льются в наш ум со всех сторон. Точно так же, если мы питаемся мрачными, пессимистичными мыслями, мы открываем в свой ум доступ таким же точно мыслям, исходящим из других умов. Гневные, ненавистнические или ревнивые мысли привлекают к себе такие же точно мысли, которые и питают пламя и поддерживают огонь этих низких чувств. Любовные мысли стремятся привлечь к нам такие же любовные мысли других, которые и наполняют нас любовным пылом.
И не только таким путём действуют на нас мысли других, но в этом вопросе о подсознательном влиянии большую роль играет и то, что нам известно под именем «внушения». Мы замечаем, что наш ум стремится воспроизводить настроения, душевные волнения, оттенки мысли и чувства других людей, обнаруживаемые их осанкой, внешним видом, выражением лица или словами. Если мы входим в общение с людьми мрачного темперамента, мы рискуем, по закону внушения, «заразиться» их внутренней тревогой, разве что нам известен этот закон и мы можем ему противодействовать. И бодрое, весёлое настроение так же заразительно, и если мы находимся в обществе весёлых людей, мы тоже склонны перенять их умственное настроение. Это правило применимо и к общению с удачниками и неудачниками. Если мы позволяем себе воспринимать внушения, постоянно от них исходящие, то мы вскоре замечаем, что наш ум начинает воспроизводить их тон, осанку, расположение духа, характерные черты, и немного спустя мы уже будем жить с ними в одной и той же умственной плоскости. Всё это, как мы уже не раз повторяли, имеет место только, если мы позволяем себе «воспринимать» те или иные впечатления. Но всякий, кто не овладел законом внушения и не понимает его принципов, более или менее подвержен его действию. Каждый из вас, конечно, бывал свидетелем такого рода влияния одних лиц на других, с которыми те приходили в соприкосновение: один имеет внушать силу и энергию тому обществу, в котором вращается; другой приводит в уныние окружающих, и его избегают, как какого-то «гасителя всякой радости»; третий своим недоверием, подозрительностью, лукавством вселяет беспокойство в близких. Некоторые вносят с собой атмосферу здоровья, другие — хотя с виду и совершенно здоровые — как будто окружены болезненной аурой. Умственные состояния как-то незаметно подчиняют нас своему влиянию, и изучающему этот вопрос стоит только ближе присмотреться к тем, с кем он сталкивается, чтобы приобрести на этот счёт солидный опыт.
Само собой разумеется, что есть громадная разница в степени подчинения внушению различных субъектов. Одни почти что свободны от этого, другие, напротив, до такой степени постоянно, сознательно или бессознательно, подчиняются внушению других, что у них едва ли найдётся одна своя собственная, независимая мысль или желание. Но почти все люди более или менее поддаются внушению.
Из всего, сказанного нами, не следует выводить заключения, что всякое внушение плохо, вредно или нежелательно. Напротив, многие внушения очень полезны, и если являются вовремя, часто помогают нам. Тем не менее хорошо было бы всегда пропускать эти внушения сквозь собственный ум, прежде чем они перейдут в подсознательную его часть. Пусть окончательное решение будет результатом вашей собственной, а не чужой воли, хотя бы вы и приняли в соображение внешнее внушение, касающееся данного вопроса.
Никогда не забывайте, что вы — индивидуум, что у вас собственный ум и собственная воля. Крепко держитесь сознания вашего «Я», и вы будете в состоянии противопоставить удивительную силу враждебным внушениям других. Будьте вашим собственным внушителем; упражняйте сами ваш подсознательный ум, влияйте на него и не позволяйте чужому внушению вмешиваться в это. Взращивайте в себе чувство индивидуальности.
В последние годы в западной литературе много писали о действии умственного настроения на успех и достижение в делах материальных. Хотя многое в этих мнениях представляет собой лишь плоды ничем не сдерживаемого полёта фантазии, но всё-таки в основе всего этого лежит довольно прочный субстрат истины.
Несомненно, преобладающее умственное настроение человека постоянно проявляется и объективируется в его жизни. Вещи, обстоятельства, люди, планы — всё, повидимому, приноравливается к общему идеалу ярко выраженного умственного облика человека. И всё это — действие умственного закона, проявляющего своё действие во многих направлениях.
Прежде всего ум, направленный к достижению известных целей, живо отыскивает всё, касающееся этих целей — быстро схватывает, какие вещи, обстоятельства, лица, идеи и факты могут содействовать достижению этих его целей. Кто ищет факты, могущие доказать защищаемые им теории, всегда находит их, и при этом, весьма вероятно, пропускает те, которые опровергают его теорию. Проходя по одним и тем же улицам, оба, и оптимист и пессимист, наталкиваются на тысячи примеров, соответствующих их идеям. Кэй говорит: «Когда человек ищет какую-нибудь вещь, если только изображение этой вещи ясно обрисовывается в его уме, он непременно её найдёт, и вероятно, в таком месте, на которое иначе он не обратил бы внимания. Когда человек думает о каком-нибудь предмете, к нему со всех сторон стекаются представления о вещах, напоминающих этот предмет, или касающихся его, или его освещающих». Об уме по справедливости можно сказать то же самое, что было сказано о глазе, что «он видит только то, что вводит в поле своего зрения». По словам Джона Берроу, «Никто никогда не видал блуждающего папоротника кроме тех, у кого он был в уме. Человек, у которого глаза полны индейских реликвий, подбирает их в каждом поле, по которому проходит. Их нетрудно распознать, когда глазам поручено их найти».
Когда ум твёрдо держится определённого идеала или цели, все его разнообразные силы клонятся к осуществлению и проявлению этого идеала. Он будет всякими путями стараться объективировать субъективное умственное настроение, причём большая часть умственного усилия падёт на подсознательный ум. Чрезвычайно важно, чтобы тот, кто желает достигнуть успеха в каком-нибудь предприятии, имел всегда перед своим умственным оком отвлечённое изображение того, чего он желает. Он должен нарисовать в своём воображении и желаемое, и самого себя, как бы получающего это желаемое так, что оно уже становится почти осуществлённым. Таким образом он призывает к себе на помощь всю свою умственную силу и мощь, обращаясь к своему подсознанию, и как бы расчищает дорожку, по которой ему придётся идти для осуществления своего предприятия. По этому поводу Бэн говорит: «Приступая к сооружению новой постройки, мы должны дать себе ясный отчёт о том, что именно мы хотим строить. Если у нас перед глазами ясная и понятная модель, мы на пути к успеху; если же наш идеал смутен и неточно определён, мы также колеблемся и терпим неудачу». Модсли высказывает следующее: «Мы не можем произвольно совершить какое-нибудь действие, пока мы не знаем, чт`о мы будем делать, а мы не знаем в точности, чт`о мы будем делать, пока не научимся делать это». Карпентер говорит: «Продолжительное сосредоточение внимания на какой-нибудь мысли даёт ей силу господствовать не только над умом, но и над телом». Мюллер находит, что «уверенность в нашей силе придаёт и силу нашим движениям. Тот, кто уверен, что добьётся того-то с помощью мускульной силы, легче справится, нежели тот, кто не так уверен в своей силе». Таннер говорит: «Кто твёрдо верит в успех, тот почти уже его достиг. Рассказывают необыкновенные вещи о влиянии воли даже на непроизвольные движения мускулов».
Многие западные писатели подтверждают истинность принципа Йоги, утверждающего, что всякая мысль стремится осуществиться в действии. Кэй пишет: «Ясное и точное представление о том, что мы желаем сделать и как оно должно быть сделано, имеет громадную ценность и значение во всех житейских делах. Совершенно естественно, что поведение человека соответствует мыслям, господствующим в его уме, и ничто так не содействует успеху в жизни, как наличие высокого идеала, никогда не упускаемого из виду. При таких условиях успех почти обеспечен. Часто ему содействуют и неожиданно сложившиеся обстоятельства, и даже то, что вначале казалось неблагоприятным для него, в конце концов помогает ему. Имея постоянно в виду наш идеал, мы всегда наготове использовать всякое представившееся благоприятное для него обстоятельство». По тому же поводу Фостер сказал следующие замечательные слова. «Удивительно, как даже случайности жизни преклоняются перед умом, который не намерен преклоняться перед ними, и помогают осуществлению плана, который вначале они грозили разрушить. Когда человек признан обладающим твёрдым, решительным умом, интересно видеть, как вокруг него расчищается почва и ему предоставляют простор и полную свободу». Приведём также сказанное по этому поводу Симпсоном: «Страстное желание и несокрушимая воля могут совершать чудеса или то, что кажется чудесами людям холодным и слабым». А Модсли отдаёт должное полной стремлений молодёжи в таких выражениях: «Таким образом стремления часто бывают пророчествами, предвестниками того, что из человека выйдет, когда ему представится возможность действовать». И мы можем закончить все эти свидетельства словами Литтона: «Мечтай, о юность, мечтай мужественно и благородно, и твои мечты окажутся пророческими».
Этот принцип могущества умственного образа учителя-йоги стараются запечатлеть в уме своих учеников или, как они у них называются, «Чела». Им говорят, что подобно тому, как дом строится согласно с планом архитектора, так и жизнь человека слагается согласно с преобладающим в ней умственным образом. Ум подсознательно формируется вокруг преобладающего умственного образа или умственного настроения и затем продолжает выбирать из внешнего мира материал для постройки, которую и производит соответственно плану. Не только характер создаётся таким путём, но и условия и обстоятельства жизни следуют этому правилу. Йоги посвящают ученика в тайны могущества ума в этом направлении не для того, чтобы он воспользовался своими знаниями ради создания материального успеха, ради осуществления своих личных желаний — напротив, его учат избегать всего этого — но для того, чтобы он умел разбираться в законах, действующих вокруг него. И людям, усердно занимающимся оккультизмом, известен тот факт, что те немногие, которые достигли необыкновенной степени развития, пользуются этой силой для того, чтобы помогать человечеству. Не одно мировое движение было направлено умом некоторых из этих выдающихся людей, которые способны были увидеть идеал эволюции, опередив в этом всё человечество, и узрев его и сосредоточенно размышляя о нём, существенно продвинули вперёд эволюционную волну и заставили проявиться то, что они видели и о чём размышляли.
Правда, некоторые оккультисты пользовались теми же средствами ради своих личных, эгоистических целей, часто не вполне понимая те силы, которые они пускали в ход; но это только ещё раз подтверждает давно известный факт, что силы природы могут быть употребляемы правильно и неправильно. Тем более этой могучей силой должны пользоваться в своей работе те, которые желают двигать человечество вперёд и помогать мировой эволюции. В успехе нет ничего предосудительного, несмотря на то, что многие истолковывали и применяли это слово таким образом, что казалось, будто оно и не имеет другого значения, кроме того, которое обыкновенно ему придают, обозначая им достижение грубых, материальных, эгоистичных целей. Но это не что иное, как злоупотребление этим словом. Западные народы исполняют свою роль в эволюции человечества, и их основной тон, их лозунг — «совершить как можно больше». Те, что поднялись так высоко, что могут смотреть на людей, как мы смотрим на долину с вершины горы, те понимают, что значит эта напряжённая деятельность Запада. Они видят могучие силы в полном действии; могучие принципы вырабатываются теми, кто мало думает о полном значении того, что они делают. Важнейшие вопросы стоят сейчас перед западными народами; совершаются удивительные перемены, и уже близок их час: нарождается что-то великое. Мужчины и женщины Запада чувствуют непреодолимую потребность «совершить что-нибудь», принять деятельное участие в великой драме жизни. И они правы, полностью удовлетворяя эту потребность и пользуясь для этого всякими законными средствами. В этой борьбе за успех одним из величайших факторов является идея могущественного влияния умственного настроения или умственного образа.
Мы не будем здесь подробно говорить о способах достижения «успеха». Об этом можно иметь сведения из многих других источников; эти же чтения имеют другое назначение, а именно: мы хотим указать нашим читателям, какое значение кроется в этой напряжённой деятельности, проявляемой народами Запада в наш век, и какой руководящий принцип лежит в основе этих современных стремлений. Всё, что было создано великого в мире вещественном, обязано своим происхождением силе ума. Люди начинают понимать, что мысль проявляется в действии и что она привлекает к себе вещи, людей и обстоятельства, которые гармонируют с ней. Сила ума начинает проявляться сотнями путей. Силу желания, поддерживаемую верой и волей, начинают признавать одной из величайших известных людям динамических сил. Жизнь человечества вступает в новый и весьма странный период развития и эволюции, и в ближайшие годы будет всё более и более выясняться та истина, что ум есть великий принцип, лежащий в основе вещей и событий мира материального. Руководители мировой мысли признают уже, что афоризм «Всё есть ум» не есть лишь мечтательная, метафизическая фраза.
Как мы уже говорили, великие перемены предстоят миру и человечеству, и каждый год приближает нас к ним. В сущности, начало уже налицо. Пусть какой бы то ни было мыслитель подумает о переменах, совершившихся в последние шесть лет, когда уже наступило двадцатое столетие, и он проявит несомненную тупость, если не заметит, какое направление принимают дела. Мы входим в новый великий цикл человечества, и всё старое, отжившее сбрасывается, как ветхая, изношенная кожа. Человечество переросло старые условия, идеалы, обычаи, законы, этику, старые социологические, теологические, философские, экономические и метафизические понятия, и готово покончить с ними. Громадный котёл человеческой мысли кипит во всю, и многое подымается со дна на его поверхность. Как и всё великое, хорошие перемены явятся с трудом — роды всегда сопровождаются страданиями. Человечество испытывает страдания, тревогу, но не знает, какая у него болезнь и чем её лечить. Даже теперь мы часто замечаем неправильно поставленный диагноз и нецелесообразные медицинские предписания, а чем дальше, тем это будет очевиднее. Много самозванных спасителей человечества, целителей душевных и умственных страданий, поднимется и падёт, но из всего этого выйдет то, чего в настоящее время ждёт человечество.
Предстоящие нам перемены так же велики, как перемены в мысли и жизни, описанные Уэллсом в его последнем романе, озаглавленном «В дни кометы». В сущности, он в этой истории описывает некоторые из тех самых перемен, о которых, как о грядущих, предсказывали выдающиеся умы, и пророческая проникновенность вышеупомянутого писателя кажется чем-то чудесным, пока не поймёшь, что какая-то высшая сила именно его использовала, как часть умственного механизма грядущей великой перемены. Но перемена произойдёт не от появления нового газа вследствие трения проходящей кометы о земную поверхность, а от развития человеческого ума, к чему мы уже идём. Разве с каждым днём всё более и более не обнаруживается умственное беспокойство, тревога? Страдание усиливается, и люди начинают волноваться, роптать и стонать. Они не знают, чего хотят, но они страдают и хотят, чтобы что-нибудь облегчило их страдания. Всё старое начинает шататься и падать, и идеи, освящённые временем, с поразительной непочтительностью сметаются в сторону. Мы слышим словно стон, раздающийся откуда-то. То новые идеи и принципы, скрытые под покровом нашей цивилизации, напрягают все силы, чтобы пробить себе дорогу к плоскости проявления.
Люди мечутся во все стороны, призывая к себе руководителя и спасителя, пробуют то одно, то другое, но не находят того, что ищут. Они взывают, требуя удовлетворения своих стремлений, но не получают его. А между тем все эти поиски и разочарования составляют часть великой перемены и подготовляют человечество к тому, что должно прийти. Однако облегчение принесут не внешние условия, не вещи — оно придёт изнутри. Совершенно так, как в рассказе Уэллса всё пришло в порядок, когда человеческие умы очистились паром кометы, так и здесь всё встанет на своё место, когда ум человеческий очистится вследствие нового эволюционного процесса, начало которому уже положено. Люди начинают чувствовать страдание ближнего; их уже не удовлетворяет прежнее правило «Каждый за себя, и к чёрту отсталых»; оно было по душе людям успеха, но теперь и им не нравится. Эти люди, стоящие наверху, начинают чувствовать своё одиночество, недовольство; их успех почему-то смущает их. А в душе у тех, что стоят внизу, шевелятся какие-то странные желания, страстные порывы, и они тоже чувствуют неудовлетворённость. Возникают новые трения, внезапно выдвигаются вперёд новые, поразительные идеи, защищаемые этими людьми и оспариваемые другими.
Отношения между людьми повидимому неудовлетворительны. Старые правила, договоры, обязательства надоели. В людских головах копошатся какие-то страшные, дикие, новые мысли, которыми обладатели их боятся поделиться со своими приятелями, а между тем у приятелей оказываются те же самые мысли. Так или иначе, а основанием всему этому служит своего рода честность; да, вот в чём, повидимому, коренная причина всей этой тревоги: люди устали от лицемерия и бесчестности, въевшихся во все людские отношения, и взывают чтобы их вели назад к истине и к честности в мысли и в действии. Но они не видят выхода и не увидят его, пока человеческий ум не разовьётся ещё больше. А страдание, сопровождающее это новое развитие, волнует человечество до самой глубины. Их глубоких извилин человеческого ума подымаются на поверхность старые страсти, пережитки пещерной эпохи и всякого рода безобразные умственные остатки прошлого. И они всё будут подниматься, пока наконец кипящий котёл не начнёт успокаиваться, и тогда снова настанет мир, и на поверхность подымется самая лучшая эссенция всего опыта человечества.
Нам хотелось бы сказать нашим читателям: Идя во время борьбы во главе человечества, исполняйте как следует вашу роль, поступайте как можно лучше, живите изо дня в день, мужественно и доверчиво встречая каждую новую фазу жизни. Не соблазняйтесь внешним видом, не следуйте за неизвестными пророками. Пусть эволюционный процесс совершится, а вы встретьтесь с волной без борьбы и без судорожных усилий. Закон совершает свою работу хорошо — будьте в этом уверены. Те, которые хотя отчасти поняли и признали Единую жизнь основой всего, увидят, что они будут как бы избранным народом во время перемен, предстоящих человечеству, которое трудом и страданиями добивается того, чего они достигли. И сила, стоящая за законом, понесёт их вперёд, ибо они будут служить дрожжами, просвещающими человеческие массы, когда настанет эра нового откровения. Не делом, не действием, а мыслью будут они поучать народ.
Мысль даже и теперь работает, и все те, кто читает эти строки, исполняют свою часть в этой работе, хотя, может быть, и бессознательно. Если бы человечество сегодня постигло и признало истину о Единой Жизни, как основе, перемена совершилась бы в один миг. Но этого не случится. Когда человечество постепенно дойдёт до этого понимания, до этого нового сознания, всё на земле займёт своё надлежащее место, и лев с ягнёнком будут мирно лежать друг около друга.
Мы считали своим долгом поговорить об этом в последнем чтении настоящего курса. Эти слова необходимы — они будут указывать путь тем, кто умеет читать. «Бодрствуйте и ждите тишины, которая всегда наступает вслед за бурей».
В этой серии чтений мы пытались дать вам простое, практическое понятие о некоторых наиболее важных чертах «раджа-йоги». Но как бы значительна и интересна не была эта сторона предмета, она не главная в великом учении Йоги. Это просто подготовление ума к восприятию дальнейшего учения. Самая высокая из различных фаз Йоги — «Джняна-йога», путь мудрости, хотя каждая из низших ступеней сама по себе имеет значение. Теперь мы приближаемся к той фазе нашей работы, к которой мы давно стремились. Руководившие нашей работой советовали нам начать с более простых фаз, чтобы подготовить умы тех, кто может заинтересоваться этим учением и пожелает идти дальше. По временам нами овладевало нетерпение — хотелось поскорее дожить до того дня, когда мы смогли бы поучать высшему, что сами знаем. И вот теперь, повидимому, наступило это время. Продолжая этот курс, мы начинаем новую серию чтений о «Джняна-йоге» — о пути мудрости — в которых мы изложим высшее учение о Реальном и его проявлениях — о Едином и многом. Учение о том, что «всё есть ум» будет объяснено таким образом, чтобы все, следовавшие за нами до сих пор, поняли его. Мы сообщим вам высшие истины о духовной эволюции, иногда называемой «перевоплощением», а также о так называемой «Карме», то есть о проявлении закона причинности в мире духовном. Величайшие истины об этих важных вопросах часто затемняются ложным представлением о них людей вследствие их неосведомлённости. Мы надеемся, что вы, наши читатели, пожелаете следовать за нами всё выше и выше — выше того, до чего мы с вами дошли, и мы можем уверить вас, что там вы увидите и познаете истину гораздо более высокую, чем другие фазы, которых мы касались, точно так, как эти фазы выше ходячих верований толпы. Мы надеемся, что высшие силы, обладающие познанием, будут руководить нами и направлять нас, и тогда мы будем в состоянии так передать наше послание, чтобы оно было принято и понято. Мы благодарим тех, кто прошёл с нами весь этот путь, и можем уверить их, что их сочувствие всегда было для нас и помощью, и вдохновением. Да будет с вами мир.
Есть только Единая Жизнь; Единая Жизнь основа всему. Эта жизнь проявляется через меня и через всякую другую форму, образ, вещь. Я покоюсь на лоне великого океана жизни, и он поддерживает меня и несёт бережно, хотя волны подымаются и падают, хотя бури ревут и свирепствуют. Я в безопасности на океане жизни и радуюсь, когда чувствую взмах его движения. Ничто не может вредить мне; я в безопасности, хотя всё меняется — одно приходит, другое уходит. Я составляю одно со всей жизнью и я чувствую за собой силу, знание и мир; они опора для моих ног; они во мне. О, Единая Жизнь! Проявись через меня; неси меня то на хребте волн, то спустись со мной на дно океана — всё хорошо для меня, когда я чувствую Твою жизнь, проявляющуюся во мне и через меня. Я жив твоей жизнью и я раскрываю свою душу, чтобы Ты могла проявиться во мне во всей полноте и свободно изливаться из меня.